В сети часто появляются исследования, обзоры, аналитические материалы, в которых обсуждается скорая смерть электронной почты как средства внутри- и межкорпоративных коммуникаций. Их авторы считают, что будущее — исключительно за корпоративными мессенджерами. CNews при помощи Александра Малышева, управляющего партнера группы компаний CommuniGate Systems, а также других экспертов, попробовал оценить плюсы и минусы почтовой переписки — от реальной скорости обмена электронными письмами до психологического комфорта пользователя.
Распространенность
Компания Google провела исследование, в ходе которого установила, что каждый второй человек на планете использует как минимум один почтовый адрес. Это позволило подсчитать примерное количество активных почтовых адресов, число которых находится в диапазоне от 4 до 5 млрд. Также за два десятка лет накопилось несколько миллиардов неактивных адресов, которые не используются.
По данным Statista, на апрель 2021 г. число пользователей открытых мессенджеров составляло около 5,5 млрд.
Вывод: Несмотря на широкое распространение мессенджеров, им пока не удалось заменить электронную почту.
Индивидуальность
Мало кто об этом задумывается, но один из важных факторов живучести электронной почты — уникальный электронной адрес пользователя с «собачкой», привычный пользователям сети.
Поля для записи email-адресов существуют в миллионах бумажных и электронных анкет и, как следствие, в миллионах баз данных.
У многих людей есть отдельный почтовый адрес для спама, который указывается на особо навязчивых по части рассылок сайтах. Эти письма никогда не будут прочитаны, зато спасут от лишнего информационного шума. Безусловно, спам приходит и на рабочие ящики — здесь отгородиться от цифровых атак помогают системы антиспама и антифишинга.
Вывод: адрес электронной почты — это, фактически, «лицо» человека
Защищенность и конфиденциальность
Можем, но не будем перечислять бесчисленные протоколы безопасности, обеспечивающие персональному или корпоративному адресу киберзащиту. Скажем только, что даже такие гиганты как Apple стремятся скрыть настоящую электронную почту, предлагая заменить ее на подставной адрес при регистрации на сайтах. Все это — для обеспечения конфиденциальности и спокойствия.
Ранее электронная почта не позволяла удалять сообщения в ящике получателя по запросу отправителя. Сейчас все современные производители поддерживают те или иные способы, позволяющие незадачливому отправителю удалить посланное по ошибке письмо в ящике получателя. Естественно, в мессенджерах это реализовано проще и удобнее, но и в рамках одного почтового домена для электронной почты это может быть сделано.
Большинство корпоративных мессенджеров имеют свои уникальные идентификаторы, но также неизбежно привязаны к email-адресу пользователя и/или другому всеобщему идентификатору — номеру телефона. Если потребуется сбросить пароль, его отправят по электронной почте, потому что она есть у всех.
Вывод: электронная почта остается одним из самых безопасных и комфортных способов общения.
Корпоративный, личный, трансграничный
Идентификация конкретной персоны с помощью адреса электронной почты трансгранична и может быть независимой. Электронный адрес может быть корпоративным, а может быть и личным; может быть заведен в домене крупной публичной сети (yandex.ru, mail.ru, hotmail.com) или в персональном домене или домене организации. Важно, что адресация как таковая не зависит от конкретной компании-производителя ПО.
Лишь взглянув на адрес электронной почты, можно определить, деловое оно (i.ivanov@verybigcompany.ru) или частное (macho2000@hotmail.com). Доменная часть адреса электронной почты хорошо атрибутирует его принадлежность.
Вывод: адрес электронной почты дает возможность понять, с кем мы переписываемся.
Свобода выбора
Если компания решила завести электронную почту, у нее есть выбор — использовать ее из облака или поставить серверы под нее на свое оборудование, в свой дата-центр. Во втором случае можно выбрать — применять проприетарное программное обеспечение в качестве сервера электронной почты или взять открытое ПО.
Вывод: существует много способов организовать корпоративную электронную почту
Психологические аспекты
Первоначально электронная почта не предполагала мгновенной доставки. Письмо постоянно топталось в очереди: сначала в отправку на клиентской машине, потом на сервере и так далее, вплоть до ожидания доставки письма на конечном сервере в ящик конкретного пользователя-получателя. При этом полезный объем информации, отправляемый контрагенту, увеличивался на объем служебного заголовка («конверта»). Это было похоже на отправку письма в отделениях почтовой связи.
В современных реалиях обмен почтой происходит почти мгновенно. При переписке внутри одной корпорации задержки на отправку-прием короткого электронного письма сопоставимы с аналогичным временем на отправку-прием короткого текстового сообщения в мессенджере. Скажем спасибо закону Мура, гигабитным каналам, быстрым SSD-дискам и прогрессу в целом.
Кроме того, в корпоративной этике почта до сих пор воспринимается как нечто обязательное для ответа, а сообщение в мессенджере можно пропустить, не увидеть, забыть в общей массе рабочих чатов.
Вывод: электронная почта воспринимается как нечто более важное, чем сообщение в мессенджере.
Открытость или закрытость сетевых протоколов
В мире существует несколько сотен производителей ПО для обмена email, серверов электронной почты и клиентских приложений. Среди этих приложений есть варианты как с открытым исходным кодом, так и коммерческие. Объединяет их очевидная способность безошибочно и гарантированно обмениваться данными друг с другом — спасибо открытости протоколов сетевого обмена.
Если новому приложению необходимо передать что-то посредством электронной почты, это сделать легко. Более того, в большинстве случаев код для реализации не придется писать самостоятельно — в наличии огромное количество готовых библиотек на всех живых языках программирования, и под каждый из них есть фреймворки.
Протоколы обмена данными большинства корпоративных мессенджеров тоже «выросли» из открытых протоколов, но давно ушли свои путем и, конечно, стали закрытыми. Безусловно, производители открывают и документируют API для подключения внешних ИТ-систем к их продуктам, но API имеют тенденцию меняться. Какие-то параметры постоянно переименовывают, удаляют и заменяют. Нет никакой гарантии, что используемый шлюз к условному WhatsApp будет работать через год-два-пять без необходимости его обновить или перенастроить. А сервера электронной почты, выпущенные 10 лет назад, работают до сих пор.
Вывод: электронную почту проще интегрировать в корпоративный контур.
Юридические аспекты
Действующее законодательство приравнивает деловую корреспонденцию, полученную с использованием электронной почты, к письменным доказательствам (ст. 71 ГПК РФ, ст. 75 АПК РФ). При заключении договоров большинство предпринимателей включает в них положения об использовании электронного адреса для связи и передачи информации, придавая цифровым и бумажным документам одинаковую юридическую силу.
Почта сама по себе может быть полноценной системой электронного документооборота: с учетом, архивированием и удобным структурированием. Для того, чтобы согласовать документ и поставить свою электронную подпись, достаточно нажать одну кнопку в поступившем e-mail. На рынке существует много удобных для этого решений, доступных на любых компьютерах, планшетах и телефонах, а также на всех клиентах электронной почты.
Вывод: сообщения, полученные по электронной почте, имеют юридическую силу, а в мессенджере — пока нет.
Никто не отрицает, что корпоративные мессенджеры шагают по планете. Они упрощают процесс электронной коммуникации, делают его чуть быстрее и удобнее. В штате любой крупной компании можно выделить сотрудников, чья работа не требует переписки с внешними контрагентами и, казалось бы, позволяет обойтись без электронной почты. Но в реальности все немного сложнее. Так что хоронить электронную почту пока рановато. Например, в России продолжается разработка не только мессенджеров, но и новых серверов электронной почты.