Axoft совместно с Московской торгово-промышленной палатой, системными интеграторами “Легион” и SoftMall провел исследование процессов импортозамещения в ИТ при информационной поддержке IT Channel News и Cyber Media. По результатам опросов и глубинных интервью наблюдается два подхода: ускоренный переход и активная интеграция российских решений в инфраструктуру государственных учреждений и выжидательная позиция коммерческого сектора, который не спешит замещаться.
Проведенное исследование позволило проанализировать поведение и мотивы основных целевых групп в период формирования суверенной экономики, выявить ключевые задачи и сложности при миграции на отечественные технологии, определить перспективные ниши для дальнейшего развития.
Государственный сектор показал себя первопроходцем в период активного импортозамещения с февраля текущего года. Влияние административного ресурса простимулировало государственные организации и госкомпании замещать иностранные технологии отечественными решениями. При этом 70% респондентов не испытывают трудностей при миграции и могут полностью или частично осуществить полный цикл перехода: разработать план, провести анализ совместимости, подобрать аналог и развернуть пилот. Однако 29% при переходе сталкиваются с трудностями внедрения, эксплуатации и несовместимостью систем с существующими решениями.
В коммерческом секторе, наоборот: 44.7% респондентов не спешат и не планируют импортозамещаться в ближайшее время; 27% предпочитают ждать окончания срока лицензий установленного ПО; 22% планируют заместиться до того, как софт перестанет работать. Среди основных причин участники отметили работоспособность установленных программ, отсутствие альтернатив железа на российском рынке, неудовлетворенность существующими отечественными решениями.


73% опрошенных интеграторов и реселлеров при этом, ожидая волну спроса, пополняют портфели отечественными решениями, а 35% стремятся восполнить недостающую экспертизу и сертифицировать сотрудников. 57% ИТ-компаний отметили потребность своих заказчиков в ускоренном переходе с западных технологий на российские, еще 37% планируют заместить иностранное оборудование.
По словам начальника отдела продаж SoftMall Антона Землянухина, результаты исследования подтверждают тренды последних лет.


Согласно полученным данным, проблемными местами в процессе импортозамещения респонденты назвали: несовместимость операционных систем с оборудованием, нестабильность работы установленных решений, недостаточный функционал в СХД, проблемы с сетевым оборудованием, внедрением офисных пакетов и миграцией на коммуникационную платформу. Поэтому сейчас ИТ-рынок сфокусирован на следующих задачах: сохранить бесперебойность работы текущей инфраструктуры, обеспечить информационную безопасность, наладить работоспособность прикладного ПО, функционирование виртуализации. Для исследуемых сегментов данные направления являются равнозначно-приоритетными, которые бизнес и государство стремятся решить параллельно.


Среди остро необходимых направлений для замещения все участники выделили инфраструктурное и прикладное ПО, ИБ-решения, аппаратное обеспечение. 41% представителей государственных учреждений пытаются решить проблему с прикладным софтом и 21.6% – с киберзащитой. При этом 32% ИТ-компаний видят наибольшую потребность в аппаратном обеспечении, в то время как 20% госзаказчиков и 27% коммерческих компаний определяют данную проблему как важную, но не первоочередную.


Что касается затрат на процессы по импортозамещению иностранных ИТ-решений, то 44% опрошенных интеграторов и реселлеров не увидели существенных изменений в бюджете, другие 40% уверены, что он сокращается. 14% представителей бизнеса и государственных организаций отметили рост стоимости внедрения ПО за счет дополнительной платы за проведение миграции.
В опросах и глубинных интервью приняли участие 682 представителя государственных организаций, крупного и малого бизнеса, ИТ-компаний, среди которых системные интеграторы, реселлеры, разработчики ПО. Они также указали основные источники получения информации о новых продуктах и технологиях. Согласно опросу, целевые группы – 38,8% госзаказчиков и 36% представителей коммерческого сектора – используют в большинстве случаев интернет и СМИ, 20% и 26% соответственно – презентации вендоров, но в глубинных интервью участники пояснили, что больше доверяют блогам, тематическим чатам и «сарафанному радио».