В последнее время автоматизация маркетинга стала неотъемлемой частью современного бизнеса. Так, благодаря использованию различных инструментов и технологий, компании могут значительно улучшить эффективность своих маркетинговых усилий. Автоматизация позволяет выполнять рутинные задачи, такие как отправка электронных писем, управление контактами и отслеживание результатов кампаний. Это не только помогает снизить нагрузку на сотрудников, но и повышает качество и точность выполнения задач. Дмитрий Левин, руководитель специальных маркетинговых проектов Axoft, рассмотрел основные аспекты высокотехнологичного маркетинга и преимущества, которые он может принести для бизнеса.
Где грань?
Сейчас многие компании активно занимаются автоматизацией, и на то есть свои обстоятельства:
- заказчики изменили свое поведение после пандемии – теперь их не устраивает контент и формат маркетинговых активностей, как раньше;
- многие отечественные компании после ухода западных фирм ставят крайне амбициозные цели по завоеванию высвободившихся долей рынка – автоматизация помогает делать это быстрее и эффективнее;
- общая бизнес атмосфера и повышенные планы продаж. В последние несколько лет, даже чтобы оставаться на месте, приходится бежать в три раза быстрее.
Хочется начать с того, что само по себе понятие автоматизации крайне неоднородное, неопределенное и растяжимое. Очень трудно понять, с внедрения каких именно систем мы можем говорить о том, что маркетинг в компании автоматизирован. Например, если у вас установлена CRM-система – это является автоматизацией или нет? А что, если в компании интегрированы между собой CRM и личный кабинет пользователя на сайте или, если в CRM тянутся данные из почтового сервиса? А что, если CRM использует данные системы сквозной аналитики – тогда термин «автоматизация» в большей степени применим к процессам в компании. Так, грань между тем, что считать автоматизацией, крайне тонкая.
А мне нужна?
Но, как бы мы ни дискутировали на тему самого понятия автоматизации, нам точно нужно понимать, что она делает. На наш взгляд у автоматизации маркетинга 4 ключевых задачи:
- развитие отношения с потенциальными заказчиками, которые пока не готовы выйти на сделку или с новыми партнерами;
- расширение отношений с текущими заказчиками (здесь же апсэйл и кросс-сэйл);
- организация эффективных взаимоотношений (или координации) с отделом продаж;
- обоснование и улучшение маркетингового ROI.
Тем не менее, не каждая компания готова к автоматизации в принципе, мы выделили основные потребности, которые уход от ручной работы поможет решить наиболее эффективно:
- отправка маркетинговых писем заказчикам из разных целевых сегментов;
- быстрое и легкое создание лендингов под те или иные маркетинговые кампании;
- подготовка контактов из базы данных заказчиков для мероприятий, нацеленных на разные целевые группы;
- назначение приоритетов списка заказчиков, на основе их готовности к покупке;
- фильтрация лидов в соответствии с их вовлеченностью и готовностью к покупке;
- измерение дохода от каждой маркетинговой кампании.
Если перед вашей компанией стоит более половины задач, то вам необходимо задуматься об автоматизации маркетинга. Как правило, в рамках маркетинга автоматизируются следующие важные зоны:
- лидогенерация и лид-менеджмент. Все, что связано как с самой генерацией интересов, так и с конверсией лидов в сделки;
- сегментация, основанная на действиях заказчика, а не на данных, содержащихся в CRM;
- персонализация контента;
- перекрестные продажи и допродажи;
- измерения ROMI.
Хочется отметить, что для эффективного проведения автоматизации маркетинга в компании, прежде всего, необходимо поставить цели – с них начинается любой проект внедрения. Также же не стоит забывать о необходимости планирования времени на тестирование и ввод в эксплуатацию элементов автоматизации – как правило, на этом этапе появляется масса различных “сюрпризов”. Не менее важно определить внутреннюю (или внешнюю) команду, с которой вы будете реализовывать проект преобразования.
А как у нас?
Расскажем подробнее, как в Axoft работает система автоматизации на примере лидогенерации.
Данный процесс можно разбить на три условных этапа: создание, работа и передача лидов.
Создание лидов
В компании реализована возможность автозаполнения различных полей во всевозможных системах. Например, автоматическое заполнение ключевых полей организации в CRM или заполнение полей лид-формы для пользователя.
Последнее применяется для автоматизации форм (лид-магнитов), которые выявляют интересы пользователя, где клиенту необходимо указать только название своей компании и личные контакты, а все остальные данные подтягиваются автоматически. Тоже самое происходит и при заполнении карточки организации в CRM – сотруднику достаточно ввести лишь ИНН организации, а все ключевые поля карточки организации заполнятся автоматически. Необходимо лишь нажать на кнопку «сохранить».
Обеспечивается такая возможность за счет интеграции CRM (или сайта в случае с автоматизацией заполнения форм) с внешним сервисом DaData. Данная технология упрощает процесс лидогенерации и экономит массу времени всем участникам – и самому пользователю, и сотрудникам компании, которые ведут организации в CRM.
Работа с лидами
После того, как данные попадают в систему и становятся атрибутом того или иного лида, в CRM системе применяются другие элементы автоматизации, которые позволяют уже воздействовать на него: отслеживать его состояние и совершать действия в автоматическом режиме. Иногда такие действия выражаются в информировании ответственных о необходимости тех или действий, а иногда это формирование конкретного бизнес-события в зависимости от параметров, происходящих с потенциальными заказчиками, например, его дисквалификация (утилизация).
Передача лидов
В случае, если лид необходимо передать партнеру, в своих личных кабинетах пользователи заполняют компетенции по тем или иным производителям ИТ-продуктов, на базе которых происходит его автоматическое распределение между партнерами. Далее пользователи получают контакты потенциальных заказчиков через личный кабинет, а в CRM системе фиксируется каждый шаг пользователя в отношении полученного лида. Интеграция между личным кабинетом и CRM позволяет обеспечить такой уровень автоматизации. Важно отметить, что заказчик дает согласие на передачу своих контактов в партнерский канал при запросе через ресурсы Axoft.
Кроме того, сейчас в компании идет работа над автоматизированной системой выращивания лидов, но об этом интересном этапе лидогенерации мы расскажем уже в других статьях.
И что в итоге?
Таким образом, автоматизация маркетинга является неотъемлемой частью современного делового мира. Однако, необходимо помнить, что автоматизация не является универсальным решением и требует грамотного подхода и настройки. Чтобы добиться успеха, компании должны разрабатывать стратегии, тестировать и анализировать результаты, постоянно совершенствуя свои подходы для достижения оптимальных результатов.
Источник vc.ru